Основы композиции в фотографии – важный аспект при съёмке. Композиция — это личные отношения между фотографом и субъектом. Это то, как фотограф придает снимку свое собственное звучание. Как научиться такому творческому чувству, как развить свой собственный взгляд на мир? Вот несколько советов, которые, могут помочь улучшить свои художественные навыки.
Что такое композиция?
Композиция — это творческое расположение элементов на фотографии. Как художник позиционирует изображаемые объекты на картине. Так же фотограф делает будущий кадр интересным для зрителя. Хорошая фотография состоит из множества разных частей и объединяет их в эстетически приятное целое. Композиция — это целая история в рамках одного кадра.
Почему важны композиции в фотографии?
Бывают фотографии удивительных месте с невероятными сюжетами, но эти изображения не производят особого впечатления. Почему? Проблема может заключаться как раз именно в том, что композиция была выбрана не верно. Техническую сторону фотографии изучить довольно легко, а научиться мыслить творчески получается не у всех.
Элементы композиции
Линии и углы
Когда нужно привлечь внимание к определенным частям кадра, линии — один из лучших способов это сделать. Что может быть лучше, чем красивая, четкая линия, указывающая на объект, чтобы привлечь внимание зрителя? Направляющие линии — это линии, указывающие направление в кадре, к объекту. В дополнение к линиям композиции, могут быть линии, которые сходятся в кадре или на объекте.
Углы нейтральны, и эти «направляющие линии» не отсекают часть кадра. Реки и ручьи — отличный способ включить в изображение направляющие линии, движение и цвет. «Сходящиеся линии» могут быть ребрами от многочисленных зданий или деревьев. А также любой группой ребер, указывающих на середину кадра со всех сторон.
Форма и очертание
Форма и очертание — похожие элементы дизайна. Основное их отличие состоит в том, что предметы, имеющие форму, трехмерны (высота, ширина и глубина). Фотография — это трехмерное представление изображения.
Поэтому, в то время как картина может иметь больше очертаний, фотография обычно имеет больше форм. Чем интереснее форма, тем интереснее образ. Формы могут быть геометрическими, как здание, или органическими, как морж или человек.
Значимость
Насколько светлым или темным является что-либо на фотографии. Это относится к оттенкам белого, черного и серого. Прелесть фотографии в том, что вы можете использовать черно-белые оттенки для создания ярких изображений. Часто фотографы, ищут яркие цвета или другие динамические аспекты в сцене. Но забывают отметить, сколько разных тонов лежит в потенциальном кадре.
Пространство
То, как вы соединяете очертания и формы вместе, наполняет пространство внутри кадра. В этом и заключается суть композиции в фотографии. Можно оставлять пустое или «негативное пространство» вокруг и между другими формами. Такое «негативное пространство» также может стать интересным композиционным элементом.
Когда вы ищете сюжет в городских условиях или при портретной работе, важны не только формы, но и пространство. Пространство, которое не занято формами, может быть столь же выразительным.
Цвет
Цвет состоит из трех частей: оттенок, значение и интенсивность. Оттенок — это просто название цвета (например, красный, синий, зеленый и т. д.). Интенсивность относится к насыщенности (насколько ярким и чистым является цвет). Значение относится к светимости (насколько ярким или темным является цвет).
Есть несколько основных цветовых схем, которые хорошо сочетаются друг с другом. Их ежедневно практикуют художники, графические дизайнеры и фотографы. Эти простые теории цвета помогают при поиске композиции. Изучите различные цветовые схемы, а также монохроматические, отличные от черного и белого.
Текстура
Текстура относится к тактильным понятиям элементов. В случае с фотографией, тактильного ощущения нет, а все фотографии выглядят одинаково. Таким образом, текстура должна восприниматься как есть на самом деле.
Если вы фотографируете кактус, его текстура должна передавать зрителю ощущение этого кактуса. Композиционно, делая текстуру большой частью кадра, вы действительно можете дать зрителю ощущение этого места.
Принципы композиции в фотографии
Ритм
Ритм создает движение повторяя узоры и формы по всему кадру изображения. Они могут быть в случайном или строго организованном порядке.
Баланс
Если разделить композицию на две половины (верхнюю и нижнюю или левую и правую). Что получиться? Будет ли казаться, что они связаны друг с другом? Не окажется ли одной стороне происходящего больше, чем на другой? Не означает ли это, что обе стороны должны быть симметричными? Нет!
Просто, если у вас есть объект, который привлекает внимание зрителя на одной стороне. Обязательно на другой должно быть что-то, что может заинтересовывать вас всем изображением, не только доминирующим.
Пропорция
Пропорция – отношение размеров объектов в кадре по отношению друг к другу. Можно использовать в удачной композиции, так или иначе преувеличивая пропорции, изменяя угол камеры. Фотограф также может расположить объекты таким образом, чтобы различия в пропорциях были в фокусе изображения.
Акцент
Акцент – элемент композиции, когда зрителя преднамеренно направляют к определённому объекту в кадре. Для этого фотограф может использовать различные приемы. Игра с избирательным освещением помогает подчеркнуть освещенные объекты.
Другие способы подчеркнуть какой-то предмет, это включить направляющие линии и пропорции. Даже то, как фотограф одевает или группирует объекты, может сделать нужный акцент.
Гармония
Гармония использует цвет, текстуру, линии и другие аспекты искусства, чтобы показать сходство предметов на изображении. Гармоничные изображения часто демонстрируют, насколько разные объекты одинаковы. Для этого используют что-то общее, что есть у всех объектов.
Разнообразие
Разнообразие противоположно гармонии. Не сказать, что это хаос, но разнообразие сопоставляет разные объекты вместе. Именно их различия делают фотографию интересной и увлекательной.
Движение
Движение в композиции — это способность фотографа изобразить нужное движение. Очевидно, что на неподвижном изображении ничего не движется. Но, используя творческую выдержку, панорамирование или масштабирование, вы можете создать ощущение движения.
Гештальт-принципы композиции
Сходство
Демонстрация сходства вещей может стать мощным инструментом в композиции. Это можно сделать, сгруппировав вещи по сходству, например, по текстуре, форме, цвету, стоимости или размеру. Зритель часто ищет ощущение единства в изображении. Поэтому объединение многих вещей, имеющих общие черты, может помочь передать это ощущение.
Непрерывность
Непрерывность в изображении предполагает то, как формы и линии работают вместе, чтобы вести от одного к другому. Конец одной фигуры должен переводить к следующей фигуре. По сути, непрерывность показывает, как объекты композиции переходят из одного положения в другое.
Замыкание
Сложный принцип композиции в фотографии, который позволяет реализовать целостное восприятие картины зрителями. Хорошим примером может быть ситуация, когда вы фотографируете большую группу людей, одетых в одинаковую одежду. В этой группе так-же может быть несколько человек, одетых по-разному… Но с первого взгляда создается впечатление, что вся группа в целом одинаковая.
Сближение
Соединение элементов в изображении, когда они будут казаться частью большего целого или группы. Например, когда вы можете сжать сцену, чтобы все части кадра казались ближе друг к другу. Два отдельных горных хребта могут выглядеть так, как будто они являются частью одного горного массива. Хотя на самом деле их могут разделять сотни миль.
Фигура и Фон
Фигура и фон относится к взаимосвязи между основным объектом и всем остальным в кадре. Как правило, этими объектами могут быть люди, дикая природа или предметы. Традиционно цель фотографа состоит в том, чтобы поместить эти предметы в какое-то определённое место. Туда, где они четко станут доминирующей частью изображения и будут выделяться на фоне.
В портретной фотографии, фотографии дикой природы и предметной фотографии подход совершенной иной. Он заключается в размытии этих линий или маскировке разделения между фигурой и фоном. Часто это достигается за счет использования глубины резкости или боке. В пейзажной фотографии подход совершенно другой. Поскольку большинство людей часто ищут резкость спереди и сзади от переднего плана к фону изображения.
Симметрия
Кадры, которые потенциально симметричны, должны быть выровнены. Если это нельзя сделать при съёмке, сделайте это при постобработке. Когда у вас есть намерение пойти против симметрии, покажите это. Пусть зритель увидит, что вы сделали это намеренно. Когда симметрия нарушается незначительно, она будет выглядеть лениво построенной.
В заключении
Фотография может быть для вас первым творческим порывом. Но для развития художественного видения, для понимания композиции в фотографии, требуется время. Постигайте новые знания, расширяйте свой кругозор, знакомьтесь с множеством различных форм искусства. Чем больше вы будете фотографировать, тем больше будет отдачи от возникающих съемочных ситуаций.